Реализм в искусстве презентация. Презентация - Реализм-художественный стиль эпохи (10 класс)

1 из 71

Презентация - Реализм-художественный стиль эпохи (10 класс)

Текст этой презентации

Реализм – художественный стиль эпохи
Создатель презентации Милюшкина Кристина Павловна ученица 10 класса МОБУ СОШ №5 с.Нагорное Приморский край Пожарский район

Реализм
Метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве

Реализм
Правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду искусства Никакого приукрашивания внешнего или внутреннего Реализм не допускал

Реализм
realis (от латинского слова – вещественный) В широком смысле обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях Реализм изменчив и неопределен, стилистически многолик и многовариантен

Этапы реализма:
Первобытность – наивный реализм
1
Античность –мифологический реализм
2
Возрождение – подражание природе
3
Просветительский реализм – 18 в
4
Реализм – 19 – 20 в
5

классицизм
романтизм
Конец XVIII в.
Начала XIX в.
разум
чувства
реализм
Середина XIX в.
истина

Вопросы для размышления:
Существует ли абсолютный реализм? Разве творчество романтиков или классиков лишено реалистических тенденций? Когда появился реализм в искусстве?

Реализм в художественной деятельности
Не существует абсолютного реализма Это воспроизведение действительности такой, какая она есть Реализм родился вместе и одновременно с искусством

Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)
1855 г. Персональная выставка «Павильон реализма»

В центре внимания реалистов:
Окружающий мир Природа Общественные отношения Индивидуальные особенности человека

Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.
М. Горький

Реализм в России
В 30 – 40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются ростки нового направления – реализма.

В середине XIX века реализм становится ведущим и наиболее влиятельным стилем искусства. Русский художественный критик и историк искусства Стасов называл реализм свежим веянием в искусстве- новым художественным движением. Иными словами, перед искусством стояли новые задачи, была определена новая суть художественного стиля.

Понятие «реализм» очень сложное и многогранное, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. Можно дать определение данного понятия и в широком смысле слова, и для повседневной жизни, и для сферы художественной деятельности. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма, т.к. творчество художников не ограничивается рамками только лишь одного художественного стиля.

Только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк и оформиться в новое художественное направление, которое проявилось в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре, музыке и в особенности в литературе. Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники- реалисты не стремятся к её точному копированию, в их произведения остается достаточно места для творческого воображения и фантазии (часто реализм путают с натурализмом- точное копирование явлений действительности)

П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи. (фильм)
Автопортрет
Ради искусства он пожертвовал своим личным счастьем. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви», - писал он.

Федотов Павел Андреевич(1815-1847)

Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова
«На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной.
«Завтрак аристократа» (Не в пору гость)

«… начинается рассказО том, как люди на свете живут, Как иные за чужой счет жуют,Сами работать ленятся,Так на богатых женятся…»
«Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь...»
«Сватовство майора»

Типы и характеры в произведениях Федотова
«Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)

«Разборчивая невеста»

Жена-модница

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) (фильм)

«Ничего не изображать иначе, как только в натуре» (А.Г. Венецианов)
В его творчестве представлена целая галерея образов русских крестьян, их тяжелого крестьянского труда и быта. Организовал живописную школу, которая стала первым учебным заведением в России, где обучались в основном крепостные крестьяне, мастеровые и мещане.

На пашне. Весна.

Утро помещицы

Художник утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.
«Девушка с васильками»
«Девушка с телёнком»

Особенно полны жизни и правды образы детей.
А. Венецианов «Захарка»
А. Венецианов «Девушка в платке»

Крестьянские дети в поле
Вот те и батькин обед

Вторая половина 19 века (1850-1870 гг.) - Обличительная направленность
Реализм в России
1870 – 1890 гг. – Передвижники (цель – показ облика России и души русского народа)

Передвижники обязаны своим успехом и влиянием П.М. Третьякову и В.В. Стасову. Их основная цель – отражать жизнь со всеми её острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений.

Павел Михайлович Третьяков (15 декабря 1832 года - 4 декабря 1898 года) - российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства.

Влади́мир Васи́льевич Ста́сов (2 января 1824 - 10 октября 1906) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.

Художники - передвижники
И. Н Крамской Портреты представителей отечественной культуры
К. Л. Савицкий Герои – люди наёмного труда
В. Е. Маковский Картины - рассказы
И. Е. Репин Жанровая живопись
В. И. Суриков Историческая живопись
И. И. Шишкин Пейзаж
В. М. Васнецов Фольклор, декорации

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно- исторические формы и творческие методы- просветительский, критический и социалистический.

Просветительский реализм- обращение к изображению повседневной жизни людей; его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения

Просветительский реализм

Реализм XIXв. - критический
Критике подвергались антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих

Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе.

Критический реализм

В.Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников.(фильм)
Автопортрет

Тема безотрадного горького детства в произведениях В. Перова. Судьба и участь обездоленных детей. Именно через них он передавал безмерность людского горя, нищеты, отчаяния.
«Спящие дети»

«Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии: оно рисовало жизнь, оно «объясняло», и оно произносило свой приговор над её явлениями» - писал Стасов.
В.Г. Перов «Проводы покойника»

В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» Фильм

В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»

В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Социалистический реализм утверждал в доступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений.

Реализм, символизм. Презентация познакомит с творчеством французских художников Курбе, Домье, Милле.

Реализм во французской живописи

Стиль классицизм, царивший в искусстве эпохи Просвещения, уже в конце XVIII столетия был потеснён новым стилем, явившимся следствием потрясений, вызванных буржуазной революцией во Франции и разочарованием в её итогах. Этим стилем стал романтизм. Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Сегодня поговорим о реализме , который начал формироваться в недрах романтического искусства. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял его символизму и романтизму. Но, реалистическое художественное направление не стало абсолютным антагонистом романтизма, а скорее явилось его продолжением.

Французский реализм, стремясь к правдивому отображению действительности, закономерно оказался связан с революционным движением и получил название «критический реализм». Обращение к современности во всех её проявлениях, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах с опорой на жизненную достоверность изображения – основное требование реализма.

«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником, … художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи»
Гюстав Курбе

Вряд ли я смогла бы рассказать о творчестве и судьбе Гюстава Курбе, которого часто называют основоположником реализма во французской живописи , лучше, чем это сделали создатели фильма «Свобода Курбе» из серии «Мой Пушкинский»

В своей презентации «Реализм во французской живописи» я постаралась представить также творчество замечательных французских художников Франсуа Милле и Оноре Домье . Для тех, кто заинтересуется этой темой, хочу рекомендовать заглянуть на сайт Gallerix.ru

Как всегда, небольшой список книг , в которых можно почитать о французском реализме и французских художниках-реалистах:

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть вторая. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Слайд 1

Изобразительное искусство реализма

Слайд 2

Что такое РЕАЛИЗМ?
Реализм – направление в культуре и искусстве середины XIX века, выразившееся в стремлении к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

Слайд 3

Главные темы творчества:
Интерес к жизни простого человека Бытовые картины жизни Реалистический пейзаж История и реальность

Слайд 4

Западно-европейские художники-реалисты
Гюстав Курбе Теодор Руссо Шарль Добиньи Джон Констебл Жюльен Дюпре Жюль Бретон Леон Лермитт Жюль Бастьен-Лепаж Джон Эверетт Милле

Слайд 5

Гюстав Курбе
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Слайд 6

Работы Курбе

Слайд 7

Работы Курбе

Слайд 8

Работы Курбе

Слайд 9

Работы Курбе

Слайд 10

«Дробильщики камней»

Слайд 11

Описание картины «Дробильщики камней»
Работа Гюстава Курбе» Дробильщики камней» повествует о глубокой нищете, какая только может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал, что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих. Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни свои молотом. Из под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки. Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу. У него нет ни тележки, ни какого другого приспособления, чтобы транспортировать груз. Остается только таскать одну тяжелую корзину за другой. Его одеяние мало чем отличается от старика. Порванные лохмотья обнажают его худое загорелое тело. Рядом с молодым человеком лежат уже порванные корзины. Это еще раз подчеркивает, насколько тяжек труд этих двоих.

Слайд 12

Теодор Руссо

Слайд 13

«Рынок в Нормандии»

Слайд 14

«Утро в лесу Фонтенбло»
Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.

Слайд 15

Шарль Добиньи

Слайд 16

Работы Добиньи

Слайд 17

Работы Добиньи

Слайд 18

Джон Констебл
Констебл, Констебль Джон (Constable John) (1776-1837), английский живописец. В 1800-1805 посещал Академию художеств в Лондоне, но как художник, крупнейший в 19 веке пейзажист Великобритании, Констебл сложился, в основном, самостоятельно, изучая произведения Якоба ван Рейсдала, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Томаса Гейнсборо. Работал в Лондоне и Суффолке. Отказавшись от многих условностей, свойственных пейзажной живописи 18 века, Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы, первым из европейских мастеров стал писать пейзажи полностью с натуры. Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды

Слайд 19

Пейзажи Костебла

Слайд 20

Пейзажи Костебла

Слайд 21

Жюльен Дюпре
Жанр: Пейзаж, портрет Жюльен Дюпре (фр. Julien Dupré)- французский художник, представитель реализма. Родился 19 марта 1851 в Париже. Живописи обучался у Изидора Пиля и Анри Лемана. Участник Парижского Салона с 1876 по 1899. Скончался в апреле 1910..

Слайд 22

«Молочница», «Пастушка»

Слайд 23

«На лугу». «С поля».

Слайд 24

«Сенокос»

Слайд 25

Жюль Бретон
01 мая 1827 - 05 июля 1906 французский художник, жанрист и пейзажист Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. ИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ «Возвращение с жатвы» (1853) «Песня жаворонка» (1885) «Первое причастие» (1886)

Слайд 26

«На отдыхе»

Слайд 27

«Женские портреты»

Слайд 28

«В поле», «Прачки»

Слайд 29

Жюль Бастьен-Лепаж
Французский живописец Бастьeн-Лепаж родился 1 ноября 1848 года в Данвиллере в Лотарингии. Учился у Александра Кабанеля, затем с 1867 года в Школе изящных искусств в Париже. Регулярно участвовал в выставках Салона и впервые обратил на себя внимание критиков как создатель картины “Весенняя песня” (1874).

Слайд 30

Бастьeн-Лепаж писал портреты, исторические композиции (“Видение Жанны д"Арк”, 1880, Метрополитен-музей), но наиболее известен картинами со сценами из жизни лотарингских крестьян. Для усиления лирической выразительности образов людей и природы Бастьен-Лепаж нередко прибегал к пленэру (“Сенокос”, 1877, Лувр, Париж; “Деревенская любовь”, 1882, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе. Бастьен-Лепаж умер 10 декабря 1884 в Париже.

Слайд 31

«Жанна д, Арк»

Слайд 32

«Деревенская любовь»

Слайд 33

Сельские будни

Слайд 34

Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829-1896) - великий английский художник, живописец. Прославился не только своей потрясающей живописью, но также и как один из основателей Братства прерафаэлитов или движения прерафаэлитов

Слайд 35

Работы Милле

Слайд 36

Работы Милле

Слайд 37

Работы Милле

Слайд 38

Леон Лермитт и его работа «Расплата со жнецами»

Слайд 39

«Девушка-водонос», «Урок чтения»

Слайд 40

«Семья», «Жатва»

Слайд 41

Выдающиеся художники русского реализма:
А. Г. Венецианов И. Н. Крамской Н. А. Ярошенко П. А. Федотов В. Г. Перов Ф. А. Васильев И. И. Шишкин И. И. Левитан Н. Н. Ге И. Е. Репин В. И. Суриков

Слайд 42

П. А. Федотов
Н. Н. Ге
И. Н. Крамской
И. И. Левитан
В. Г. Перов
И. Е. Репин
И. И. Шишкин
В. И. Суриков
Ф. А. Васильев
А. Г. Венецианов

Слайд 43

Интерес к жизни простого человека
Обыденная, прозаическая, но в то же время возвышенно-прекрасная судьба На первый план не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия

Слайд 44

А. Г. Венецианов Весна. Пашня

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Крамской Полесовщик
Пасечник

Слайд 50

Н. А. Ярошенко Кочегар

Слайд 51

И.Е Репин
выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873. ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении. Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе...Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев. .

Слайд 52

Слайд 54

О картине «Крестный ход в курской губернии»
Используя сюжет Крестного хода, Репин в своей картине стремился создать образ всей страны, дать обобщённую, целостную панораму российской жизни. По пыльной дороге, вдоль косогора с остатками пней от вырубленного перелеска медленно движется Крестный ход. Художник мастерски передал разнообразие характеров участников этого театрализованного действа. Справа группа солидных пожилых крестьян в добротной одежде с окладистыми бородами идёт с украшенным ленточками стеклянным церковным фонарём. Две немолодые мещанки с жеманными полупоклонами несут киот от иконы. Следом шагают дети-певчие под присмотром учителя и регента. Далее румяный дьякон с рыжеватой шевелюрой, и, наконец, главное действующее лицо шествия - низенькая пухлая барыня, которая несёт чудотворную икону. Все привилегированные участники процессии полны самодовольного сознания собственной значимости от причастности к торжественному действию и изображены художником с грустной иронией. Лишь немногие участники Крестного хода избегают стрел авторской насмешки.

Слайд 55

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 56

Бытовые картины жизни
Повседневная жизнь людей Федотов П. А. показал купеческое и мещанское сословие

Слайд 57

О художнике П.Федотове
В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть". Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

Слайд 58

Слайд 59

О картине «Свежий кавалер»
Второе название картины - "Утро чиновника, получившего первый крестик". Это первое живописное произведение художника, и в нем уже видны все особенности творчества П.А. Федотова. В основе искусства Федотова - умение строить занимательный рассказ с помощью выразительных деталей. На картине - чиновник в позе римского оратора. Свой рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Рукой он указывает на орден Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему рваный сапог. Перед нами пародия на героические сцены в античном духе, по-прежнему популярные в академической исторической картине. Как самостоятельные персонажи трактованы вещи, которые подробно комментируют происходящее: сломанный стул, битая посуда, пустые бутылки, даже таракан на столе. На гитаре порваны струны, потягивающаяся кошка рвет когтями обивку дешёвого стула. Предельно конкретные детали дают характеристику интересам и духовному миру героя: колбаса завёрнута в газету "Ведомости полиции", под стулом лежит низкопробный роман Ф.В. Булгарина "Иван Выжигин". Собранные вместе, предметы выполняют ещё одну очень важную роль. Художник изображает их с такой вещественной выразительностью, что они прекрасны сами по себе, вне зависимости от того, что именно они должны рассказать о беспорядочной жизни "свежего кавалера".

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

В.Г.Перов
Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Особенный успех художнику принесли полотна, с бытовыми сценами народной жизни: "Проповедь на селе", "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), "Тройка" (1866), "Утопленница", "Последний кабак у заставы" (1868), "Сельский крестный ход на Пасху" (1861).

Слайд 63

В. Г. Перов Тройка

Слайд 64

О картине «Тройка»
Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Дети на полотне В.Г. Перова везут воду, взятую из фонтана на Трубной площади. Их путь лежит по Рождественскому бульвару, мимо заиндевелых стен Рождественского монастыря. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и "вопиющего к небу" явления - непосильного детского труда. По крутому подъёму через вьюгу дети волокут непосильную обледенелую бочку. Они движутся почти прямо на зрителя, так что их лица обращены на нас и оказываются в центре внимания. В облике своих персонажей художник акцентировал черты кротости, милого детского обаяния. Подчеркивая их светлую и добрую сущность, Перов стремится заразить зрителя чувством сострадания к безвинно страдающим героям. Художественный язык Перова предельно аскетичен. Сдержанная колористическая гамма, в которой преобладают серо-коричневые тона, отсутствие выразительных фактур, красивых деталей (даже сосульки на поверхности бочки кажутся подтеками, иней на монастырской стене - пылью, а снег имеет неприятный бурый оттенок) - сознательные выразительные средства: ничто не должно отвлекать внимания от рассказа об "униженных и оскорблённых".

Слайд 65

Перов Проводы покойника

Слайд 66

Приезд гувернантки»

Слайд 67

Утопленница

Слайд 68

«Последний кабак у заставы»

Слайд 69

О картине «Последний кабак у заставы»
Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. В одноэтажном и двухэтажном домиках уже зажглись огни. Дальнее строение погружено в полную тень. На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, - собака. Лошадь жует брошенный на землю клок сена. Вдали - обелиски заставы. За ними - едва различимые, уезжающие из города сани. Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это - все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски…

Слайд 70

Сельский Крестный ход на Пасху»

Слайд 71

«Сельский крестный ход на Пасхе»
Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и иконами по раскисшей деревенской улице. Собирая их в таком количестве в пределах одной композиции, Перов создает картину беспросветной жизни, где попраны все святыни. Художник уподобляет изображение сценической площадке, на которой представлены сразу все действующие лица. Он сам и зрители отделены от происходящего, выступая беспристрастными судьями несовершенной жизни. Безотрадности изображённого полностью соответствуют художественные средства: строгий рисунок, резкое, словно искусственное освещение, цвет, который лишь "окрашивает" поверхности, совершенно не передавая богатство и разнообразие их фактур. Обличительная сила "Крестного хода" была столь очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Третьяковым, в связи с чем художник В.Г. Худяков писал ему: "...слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете их публично... Перову, вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий!"

Слайд 72

«Чаепитие в Мытищах»
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевом лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.

Слайд 73

«Родители у могилы сына»

Слайд 74

«Охотники на привале»

Слайд 75

Г.Г.Мясоедов
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

Слайд 76

«Косцы»

Слайд 77

«Земство обедает»

Слайд 78

В.В.Маковский
Владимир Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам бытового реалистического жанра. По его картинам, как по документальному материалу, можно изучать события, сцены повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин во многом перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор наиболее выразительных подробностей, умение мастерски передать все тонкости психологического состояния персонажей – вот характерные черты его полотен. В середине 1870-х годов определяется главная тема Маковского - городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях

Слайд 79

«Свидание», «Объяснение»

Слайд 80

«На бульваре»

Слайд 81

И.Н.Крамской
русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет.

Слайд 82

«Неизвестная»

Слайд 83

«Мина Моисеев», «Христос в пустыне»

Слайд 84

Мастера реалистического пейзажа
Погружают зрителя в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях Стремление художников проникнуть в тайну тональных гармоний, достичь богатства полутонов в пределах суженной цветовой гаммы

Слайд 85

Ф. А. Васильев Оттепель

Слайд 86

Васильев Мокрый луг

Слайд 87

И.И.Шишкин
Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

Слайд 88

И. И. Шишкин Сосновый лес

Слайд 89

Шишкин Рожь

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

«Дубы», «Обрыв»

Слайд 93

«Пейзаж с озером»

Слайд 94

И.И.Левитан
Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Был членом “Товарищества передвижников”. Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь при этом в отделку подробностей, он верно и смело схватывал в ней то, от чего возникает такое настроение. Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия


Реализм Реализм в искусстве- правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 1718 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Жюльен Дюпре


Реализм История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. Теодор Руссо


Гюстав Курбе Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. Гюстав Курбе


Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык.» «Веяльщицы»


Гюстав Курбе Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все пять в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня», «Пожар», «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи- Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. «Похороны в Орнане»




Теодор Руссо Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848г. окончательно переселился туда со своей женой. Вид на Барбизон


Теодор Руссо Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег- художников, как и он писавших природу на природе Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа. Наиболее известные картины Теодора Руссо: «Выход из Фонтенблосского леса», «Старый Дормуар в Ба-Брео», «Болото в ландах», «Берег реки», «Буря», «Пажити, с протекающей среди них рекой», «Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой», «Коровы, пасущиеся у лесной лужи», «Заход солнца» и «Весенний полдень», «Рынок в Нормандии», «Конец октября» и «Каменные дубы» (гравированы самим художником). В лесу Фонтенбло


Шарль Добиньи Шарль-Франсуа Добиньи (15 февраля 1817, Париж 19 февраля 1878, там же) французский художник, участник барбизонской школы. Добиньи стремился освободить пейзаж от поэтических и субъективных компонентов, и отображать природу непосредственно и без прикрас. Личное восприятие художника, считал Добиньи, не должно участвовать в отражении виденного.


Шарль Добиньи Публика и художественная критика называли эскизные акварели Добиньи «прелестными, привлекательными и поэтичными». Хотя Добиньи к этому и не стремился, пейзажи, созданные на основе этих предварительных эскизов, также были признаны «поэтичными». Добиньи не пытался привнести в них поэтического настроения, и чтобы, в конце концов, избавиться от подозрений в намеренной поэтичности, он стал выбирать самые непривлекательные и невзрачные мотивы, стремясь только к абсолютной правдивости. «Вечер»


Шарль Добиньи Примечательными были старания Добиньи сохранить в своих произведениях спонтанность и непосредственность пленэра. За это он, в свое время, получил как похвалу, так и суровую критику. Но Добиньи остался верным своей технике письма, его объёмное нанесение красок и резкие мазки кистью тем самым оказали в 60-х гг. XIX в. влияние на импрессионистов. «Крестьянский двор»




Джон Констебль «Землей Констебла» стала долина реки Дедам в Саффолке. Его лучшие работы, включая знаменитые «Собор в Солсбери», «Белый конь», «Плотина в Дедаме», «Телега сена», связаны с этими местами и созданы в десятилетие зрелого творчества между 1815 и 1825 годом. В 1819 Констебл побывал в Венеции и Риме. В 1824 несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. «Телега сена»


Жюльен Дюпре Жюльен Дюпре (19 марта апреля 1910) французский художник. Жюльен Дюпре - один из главных художников-реалистов конца 19 века. Его пейзажи отличаются реализмом и отчетливостью. Он изображал тяготы жизни французских крестьян, а сельских женщин рисовал в героическом стиле. Картины Дюпре о жизни французского села наполнены уникальной живостью и свежестью.




Жюль Бретон Жюль Адольф Эме Луи Бретон (1 мая 1827, Па-де-Кале 5 июля 1906, Париж) французский художник, жанрист и пейзажист. Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. «Первое причастие»


Леон Лермитт Леон Лермитт ()- французский художник-реалист. Все картины Лермитта посвящены жизни крестьян. Лермитт был сыном крестьянина и на собственном опыте испытал всю тяжесть крестьянского труда. В его картинах деревенский быт увиден как бы изнутри жесты работающих людей убедительны, а отношения между ними достоверны. «Жнецы»


Жюль Бастьен-Лепаж Жюль Бастьен-Лепаж (1 ноября 1848, Данвилье, Мёз 10 декабря 1884, Париж) французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Это был один из первых французских художников, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма. «День всех святых»


Критический реализм Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Джона Э́веретта Милле.́ Наиболее известная картина «Офелия», где изображена возлюбленная Милле Россетти. «Офелия»


«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стендаль Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830 Французская буржуазная революция 1848 г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871 г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.


Романтизм реализм Отношение к действительности Отличительные признаки Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества. Изображает много субъективного и индивидуального. Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе. Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния. Особенности изображения человека Единство взглядов автора и его героев. Личность воздействует на общество Между автором и героями пролегала определённая дистанция. Общество оказывает существенное влияние на личность. «Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» Ф.Энгельс


РЕАЛИЗМ – (realis от латинского слова – вещественный) - стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях. В 50-х гг. XIX века впервые т ермин «реализм» употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. В 1857 г книгу«Реализм», В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.


Натурализм - крайняя степень реализма. «Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.» Эмиль Золя С середины 19 в. Термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении. Эмиль Золя () Золя сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). В художественном творчестве Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма.


Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11 картин – две были отвергнуты). Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.) Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения. французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.пейзажист жанристпортретистромантизмареализма













Последние годы жизни Г.Курбе В 1871 году Гюстав Курбе вошел в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен. После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу. Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью. «Женщина и чайка»


«Домье рисует лучше всех нас.» Э. Делакруа Оноре Домье () французский живописец, рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии (отпечаток с камня) Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры. С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.


Он делает карикатуры на Луи Филиппа, занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой. Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово «poire» обозначает и «груша» и «дуралей». Луи Филипп в образе Гаргантюа. Карикатура на Луи Филиппа.


Законодательное чрево. Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась фран­цузская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты. Так появился рисунок «Законодательное чрево».


Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. В апреле 1834 г. произошло восстание ткачей в Лионе, перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей. Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило ее издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.