Синано таинственный авианосец. «Синано» — таинственный авианосец

Одна старая японская поговорка гласит: «В мире были созданы три самые большие и бесполезные вещи - великая китайская стена, египетские пирамиды и японские линкоры класса «Ямато». А ведь и правда, крупнейшие линейные корабли в истории человечества - эти несокрушимые чудовища, тысячетонные стальные гиганты, - так и не смогли в полной мере раскрыть свой потенциал, да и появились они фактически на закате эпохи дредноутов, когда на смену уже пришла новая ударная сила флота - авианосцы.

Всего было заложено четыре корабля этого класса. Только два из них, «Ямато» и «Мусаси», были достроены и участвовали в боевых операциях Императорского флота, четвертый (корпус №111) был разобран на стапеле, а вот с третьим, №110…

С третьим вышла интересная, но трагичная история. Впрочем, обо всем по порядку.

После поражения в битве при Мидуэе японскому флоту просто катастрофически не хватало авианосцев. Еще бы, потерять за один бой 4 лучших тяжелых авианосца и почти 250 самолетов - это весьма и весьма ощутимо! И с этим нужно было что-то делать. Учитывая сравнительно низкую скорость кораблестроения в Японии и дефицит материалов, было принято решение в срочном порядке переоборудовать существующие корабли (в основном пассажирские лайнеры) или недостроенные проекты в этакие эрзац-авиаматки. Внимание адмиралов привлек готовый на 50% третий корабль класса «Ямато» - №110. Осознание бесполезности линкоров на Тихом океане уже пришло, да и денег на достройку особо не было, поэтому летом 1942 года №110 начали достраивать уже как тяжелый авианосец и нарекли его именем «Синано». Тяжелым у него было буквально всё… Начиная от водоизмещения, заканчивая головной болью инженеров о том, как им из хорошего линкора сделать хотя бы средненький авианосец.

К слову о водоизмещении. Повсеместно встречается информация о полном водоизмещении корабля в 72 тысячи тонн, практически таком же, как и полная масса линкора-одноклассника. Цифра сомнительная, так как толщина бронирования «Синано» была уменьшена, башен ГК на нем не было, массивной надстройки - тоже. Впрочем, была бронированная полетная палуба, дополнительные грузы снабжения, танки с топливом и самолеты, но вряд ли они довесили авианесущий до одинаковой массы с линейным. Вероятно, реальная цифра полного водоизмещения плавает в районе 65 тысяч, что тоже весьма и весьма внушительно. Вместо самого большого и бесполезного в мире линкора «Синано» суждено было стать самым большим и бесполезным в мире авианосцем. И вот почему.

Спуск на воду нового корабля состоялся 8 октября 1944 года, достроечные работы продолжались в срочном порядке на военно-морской верфи в Йокосуке, но к ноябрю 44-го американские суперкрепости Б-29 уже дотягивались до верфи и были потенциально опасны для судна. Руководство приняло решение перевести его от греха подальше на базу в Куре, которая находится с другой стороны Японии, и уже там произвести окончательную доводку и приемку. Сказано - сделано. На борт поднялись 2176 матросов и офицеров, 300 работников судоверфи и около 40 различных гражданских. Пока авианосец готовился к отходу, все незанятые руки клепали, варили, красили, конопатили, в общем, доводили до ума судовые механизмы и системы. 19 ноября 1944 года «Синано» официально ввели в состав флота.

Гордостью флота должен командовать только лучший из лучших. Таковым оказался капитан Тосио Абэ. Всего два года назад при Мидуэе он командовал дивизионом эсминцев. Вот он уже стоит на мостике самого-самого корабля в мире. Такой немыслимый карьерный рост вполне ясно дает представление и об общем положении дел в экипаже судна. Нет, моряки свое дело, конечно, знали, но многие из них были «зелеными» выпускниками учебок, да и остальным катастрофически не хватало ни опыта, ни сноровки, ни должного боевого духа.

Капитана Абэ проинформировали, что воздушного прикрытия с берега не будет, а собственная авиагруппа была еще не укомплектована. Единственным, что могло летать на борту авианосца, был попутный груз из 50 управляемых ракет «Ока», но они как оборонительное средство не годились. В качестве эскорта сопровождения выделили три эсминца («Исокадзэ», «Юкикадзэ» и «Хамакадзэ»), и у двух из них были проблемы с радио- и гидролокационным оборудованием, которые не успели устранить после битвы в заливе Лейте. Весьма беспечное отношение к «последней опоре флота». Единственной надеждой на безопасное плавание был ночной переход.

28 ноября 1944 года в 18 часов пополудни в теплый погожий вечер (а у них там в конце ноября около +10) «Синано» покинул Токийскую гавань и отправился в свой первый боевой поход. На небе сияла едва ли не полная луна, что обеспечивало отличную видимость как наблюдателям дружественным, так и не очень. Отойдя на некоторое расстояние от порта, судно взяло курс 210 и противолодочным зигзагом со скоростью около 20 узлов (больше дать не могли, работали только 8 котлов из 12) направились к порту назначения, а в это время на камбузе царил пир. Подавали традиционный для первого плавания мисо-суп из черных бобов, были также вкуснейшие кукурузные лепешки, торты и фрукты. Немыслимая роскошь для объятой войной страны.

На борту подводной лодки ВМФ США «Арчерфиш» в тот же вечер царило мрачное настроение. Вот уже несколько дней не показывалась ни одна посудина, хотя бы отдаленно похожая на цель. Это был их пятый боевой поход, и у матросов просто руки чесались совершить побыстрее какой-то подвиг, получить по медали и отправиться на берег отмечать это дело. Лодка была достаточно большой, 95 метров в длину и 2400 тонн подводного водоизмещения. Максимальная скорость по паспорту достигала 20 узлов, но после пяти походов доступный максимум был около 19. Божественное провидение уже давно было не на стороне японцев. Так и в тот ноябрьский вечер, когда неисправный радар подлодки таки запустили, он тут же обнаружил объект в 12 милях на северо-восток. Изначально цель ошибочно идентифицировали как остров, но когда стало ясно, что «остров» движется, капитан субмарины Джозеф Энрайт радостно потер руки. Ведь что может быть таким большим, кроме толстого танкера, а танкеры - медлительные и легкие цели… Да и в составе охранения заметили только один эсминец.

На «Синано» вахтенный офицер совершил обход и предупредил наблюдателей: «Будьте внимательнее». Дежурный офицер РЛС заметил всполохи от луча радара и по сигнатуре определил их принадлежность к американской субмарине. Капитан Абэ счел нужным оповестить эскорт и повысить боевую готовность.

Несмотря на ясную погоду, на «Арчерфише» однозначно идентифицировали цель как авианосец только в 21:40. Ситуация кардинально изменилась. Боевой корабль - это не медлительный беспомощный наливник, а опасный противник с сильным эскортом охранения. В такой неоднозначной ситуации капитан Энрайт принимает решение идти на догонном курсе с последующей попыткой произвести торпедную атаку цели. К этому времени и американцы, и японцы абсолютно точно знали о присутствии друг друга и относительное местоположение врага. В любую минуту на дерзкую подлодку могли произвести атаку эсминцы прикрытия, но мужественный экипаж в надводном положении выжимал из своей «рыбки» все возможное и невозможное, рискуя поломкой дизеля в надежде на удачный залп. В какой-то момент эсминец «Исокадзе» покидает ордер и 35-узловым ходом направляется прямо к лодке. Экипаж субмарины уже готов нырять, отворачивать, но в последние секунды капитан Абэ отдает приказ эсминцу вернуться в строй. Вероятнее всего, на «Синано» посчитали столь наглые действия лодки просто отвлекающим маневром и, опасаясь атаки волчьей стаи, Тосио предпочитает держать все наличные силы при себе, надеясь на скорость конвоя, но, хотя скорость и выше, противолодочный зигзаг, которым идет соединение, не дает оторваться от «Арчерфиша».

В 23:20 из-за перегрева подшипника гребного вала «Синано» снижает скорость до 18 узлов. Лодка потихоньку начинает нагонять. В 3:05 утра «Арчерфиш» наконец-то выходит на более-менее удобную дистанцию и курс атаки. Естественно, ныряет. Потерявшие радиолокационный контакт с противником японцы, опасаясь этой самой атаки, закладывают неожиданно большой вираж и… выкатываются прямо наперерез курса субмарины на дистанции нескольких сотен метров, на пистолетный выстрел буквально. «Синано» явно кто-то сглазил. Из шести выпущенных торпед четыре одна за другой поражают цель. Размеренно и беспощадно, прямо в середину корпуса по правому борту. Джозеф Энрайт на своей «рыбке» подныривает на 160 метров, подвергается неудачной и неприцельной (гидролокаторы-то нерабочие) атаке эсминцев и благополучно улепетывает, а на авианосце в этот момент начинает разворачиваться трагедия. Время на часах - 3:17 утра…

Первая торпеда попала в борт чуть вперед от руля, затопила склады-холодильники, и одну пустую цистерну для авиационного топлива. Также ударная волна убила многих спящих инженеров из состава техперсонала, которые отдыхали от вахты в помещениях выше. Вторая торпеда поразила место соединения гребного вала с корпусом и затопила помещение валопровода. Третья попала в правый борт в районе котельного отделения №3, затопила его и утопила всю находящуюся на вахте обслугу. Разрушения корпуса также привели к началу затопления смежных котельных. Четвертая и последняя затопила компрессорную станцию правого борта, склад зенитных снарядов и станцию контроля повреждений №2. Очевидно, что подобные разрушения для потопления корабля такого класса явно недостаточны. Чтобы утопить «Ямато», понадобилось 10 торпед и 13 бомб. И то затонул он после взрыва артпогребов. «Мусаси» получил штук 12 торпед и 10 бомб и тоже еще долго боролся за плавучесть. Случись такая ситуация с полностью боеготовым судном, «Синано» благополучно дошел бы до порта назначения и приступил к ремонту, который, вероятно, до конца войны бы не закончился. Но он не был таким судном. Авианосец был фактически недоделанным: клинкетные двери негерметичны, водонепроницаемые переборки плохо укреплены и текли по всем швам, стационарные насосы не работали, а ручных помп было явно недостаточно, да и не все умели с ними обращаться. Ситуацию усугубило решение капитана Абэ после торпедной атаки идти полным ходом, чтобы предотвратить последующие попадания от мнимой волчьей стаи американских подлодок. Давление потока воды на 18 узловом ходу буквально загоняло авианосец под воду.

Ситуацию можно охарактеризовать кратко: сразу же после получения повреждений затопление стало неконтролируемым. Попросту нереально заткнуть все неконопаченые отверстия для кабелей и труб в переборках в условиях постоянного поступления воды. Корабль был обречен. Оставалось только выброситься на берег, да и то не факт, что дошли бы.

В 03:30 крен достиг 15 градусов, затем, благодаря контрзатоплениям по левому борту, судно немного выпрямилось, до 12 градусов, но было очевидно, что переломить ситуацию уже нельзя.

В 5:00 капитан отдал приказ передать всех гражданских и рабочих верфей на подошедшие эсминцы, так как они сеяли панику и мешали проведению аварийно-спасательных работ. К 6 утра крен достиг 20 градусов и продолжал нарастать, к семи из-за отсутствия пара остановились двигатели. Попытка взять авианосец на буксир провалилась. В качестве буксиров были только маленькие эсминцы, которые просто не потянули бы громаду «Синано», да и буксирных тросов подходящей толщины не было. В 9:00 судно обесточилось. Крен сохранялся на уровне 20°. В 10:18 прозвучала команда покинуть судно, началась эвакуация, сам же капитан Абэ и два его вахтенных помощника предпочли остаться и погибнуть вместе с судном. Ситуация со спасением экипажа усугублялась тем, что полетная палуба уже коснулась воды и огромные потоки ее устремились через подъемники и прочие технологические люки во внутренние помещения, увлекая в пучину людей с поверхности океана.

В 10:57, через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход, «Синано» лег на борт и ушел на дно, кормой вперед, унося с собой жизни 1435 моряков. Хотя официальная японская версия дает данные в 600-700 погибших. Считается, что многие спаслись, пользуясь индивидуальными спасательными средствами. Истина, вероятно, где-то посередине. Портрет императора спасли, секретные документы остались в сейфе и лежат на глубине 4 км.

Так закончилась трагическая история самого большого в мире авианосца (только через 10 лет его превзошел в размерах американский «Форрестол»). Надо добавить, режим чрезвычайной, просто беспрецедентной, секретности привел к тому, что до самого конца войны Джозеф Энрайт не знал, какой такой «остров» он потопил. На его счет записали 28-тысячный «Хаятаке» и то только после того, как он детально описал судно и предоставил разведке его зарисовки. К слову, никакой такой хаятаки в Японском императорском флоте не было, и, вместо того, чтобы записать капитану в послужной список авианосец, которого, по мнению разведки, просто не могло быть, а он был, ему записали другой, который, по информации разведуправления, существовал. И только после войны наконец-то разобрались и на радостях вручили Энрайту военно-морской крест, за неоценимый вклад, так сказать. Энрайт же, в свою очередь, написал о потоплении «Синано» целую книгу, весьма достойную.

В завершение хочется добавить, что секретность авианосца сыграла с ним еще одну грустную шутку: сегодня известно только две фотографии корабля. Одна из них сделана с американского самолета-разведчика (появление которого и привело к роковому решению перебазировать судно), а вторая - с берега, во время ходовых испытаний после спуска на воду. И всё, больше никаких достоверных фото. Кадры ноябрьской аэрофотосьемки Йокосуки в Интернете есть, но найти их сложно, да и качество не позволяет однозначно рассмотреть, где же там стоит «Синано».

National Geographic HD: Инженерные идеи Авианосец Илластриес

«Синано» - таинственный авианосец

После египетских пирамид и Великой Китайской Стены появились три линкора типа «Ямато», настоящее чудо света, такое же бессмысленное, как громоздкие пирамиды и длиннющая стена.

Сегодня более умные и определенно более здоровые люди видят в этих кораблях символ напрасных и трагичных военных усилий Японии. В качестве символа суперлинкоры «Ямато» и Мусаси», а также огромный авианосец «Синано» быстро превратились в легенды совместными усилиями американских и японских любителей истории флота.

Хотя в последнее время историки проявляют огромный интерес к проектированию и судьбе исполинских линкоров водоизмещением 64000 тонн, вооруженных 18,1-дюймовыми орудиями, «Синано», третий корабль этого типа, превращенный в самый большой в истории авианосец, обойден вниманием. Именно поэтому на сегодняшний день он является самым лучшим кандидатом в легенды.

Есть несколько причин для такой таинственности. Самой очевидной является полное уничтожение документов, связанных со строительством линкоров типа «Ямато» и их последующими модернизациями. Перед капитуляцией все бумаги Императорского военно-морского технического бюро (Кампон) были сожжены, в живых остались лишь несколько офицеров, знакомых с самыми секретными деталями японских кораблей военной постройки. Эти люди помогали оккупантам заполнить огромные лакуны, оставшиеся после гибели кораблей и уничтожения документов. Однако во многих случаях пробелы так и остались, в послевоенные годы они постепенно заполняются книгами и журнальными статьями, а также личными мемуарами. До самого последнего времени вся информация о линкорах «Ямато» и авианосце «Синано» находилась только в личных воспоминаниях офицеров, в годы войны работавших в Кампон.

После войны «Ямато» и «Мусаси» была посвящена значительная доля работ, в которых описывались действия линкоров. Самоубийственный бросок «Ямато» к Окинаве и его мучительно долгая гибель всего через 5 месяцев после роковой встречи «Мусаси» с американской авианосной авиацией в битве за Лейте привлекли внимание множества авторов в Японии и Соединенных Штатах.

Бесславная гибель «Синано» менее чем через день после выхода в первое плавание не вызвала такого интереса. И это понятно. История «Синано» значительно более сложна, в ней сплелось множество идей, не слишком известных в околоморских кругах. История «Синано» - это скорее не история боевых действий, а история сомнительной концепции и постройки корабля. Строительство затянулось на четыре года и поглотило десятки миллионов иен и сотни тысяч часов труда квалифицированных рабочих. В результате должен был появиться «могучий и несокрушимый плавучий замок», но все завершилось кучей обломков на дне после атаки американской подводной лодки. Кстати, это был самый крупный корабль, потопленный подводной лодкой во Второй Мировой войне.

Концепция: 1939–1942 годы

«Ямато» и «Мусаси», первые японские суперлинкоры, были спроектированы вскоре после отказа Японии от выполнения пунктов Вашингтонского договора. Этой работой руководили вице-адмирал Кейдзи Фукуда и капитан 1 ранга Китаро Мацумото из Кампон. Линкоры были заложены в 1937 году в Куре и Нагасаки.

«Синано» и четвертый безымянный линкор, получивший номер 111, было решено заложить в 1939 году. «Синано» был заложен на военно-морской верфи в Йокосуке 4 апреля 1939 года в специально построенном огромном сухом доке, укрытом за высокими утесами из песчаника. Строительство № 111 началось немного позднее на военно-морской верфи в Куре. Огромные занавесы укрывали доки от любопытных глаз.

Пока шло строительство «Синано» и № 111, была разработана программа пополнения флота на 1942 год. В ней была предусмотрена постройка еще трех огромных суперлинкоров. Один или два из них следовало построить по доработанному проекту «Ямато», на них планировалось снять часть противоминной артиллерии и увеличить количество зенитных орудий. Третий модифицированный проект «Ямато» сошел с чертежных досок Кампон в 1938 году. Этот корабль должен был нести шесть чудовищных 20-дюймовых орудий в трех башнях, немного напоминая британский линейный крейсер «Рипалс».

В эту амбициозную программу, разработанную еще до Пирл-Харбора, был включен крупный авианосец водоизмещением 50000 тонн (увеличенный и лучше защищенный вариант «Тайхо») и два линейных крейсера водоизмещением 33000 тонн, спроектированные, чтобы противостоять американским крейсерам типа «Аляска». По первоначальному проекту эти крейсера должны были получить три трехорудийные башни с 12-дюймовыми орудиями, но несколько высокопоставленных офицеров Ганрейбу предложили вооружить их шестью 14-дюймовыми орудиями в трех башнях. Конструкторы Кампон, возмущенные этим вмешательством, все-таки были вынуждены вернуться к работе, но все их усилия были напрасны. После начала военных действий в декабре 1941 года от строительства этих кораблей отказались.

Тем временем реалии надвигающейся войны вернули размечтавшихся адмиралов с неба на землю. Осенью 1940 года была сформулирована чрезвычайная военная программа. Было решено приложить все усилия для ускорения строительства авианосцев.

В Йокосуке работы на «Синано» заметно затормозились, так как мощности верфи были переключены на более неотложные работы, то есть на постройку авианосцев и переоборудование в авианосцы кораблей других классов. Работы на линкоре продолжались, но еле-еле.

Строительство четвертого линкора типа «Ямато», заложенного в Куре, находилось еще в самой начальной стадии, поэтому японцы не могли позволить себе тратить силы и средства попусту. Поэтому в ноябре 1941 года часть конструкций была разобрана на металл.

О строительстве «Синано» почти забыли, пока успешное окончание операций у Пирл-Харбора и в Малайе не заставило японцев снова рассмотреть вопрос о судьбе линкоров. Сторонники авиации в японских штабах утверждали, что быстрое уничтожение британских и американских линкоров авианосными самолетами в первые дни войны доказало бессмысленность титанических усилий, прилагаемых для достройки линкоров типа «Ямато». Судя по всему, эта точка зрения взяла верх, поэтому было решено резко замедлить достройку «Синано».

Если Пирл-Харбор поставил под вопрос ценность «Синано» для империи, то Мидуэй спас корабль. Битва при Мидуэе решающим образом повлияла на конструкцию японских авианосцев. 4 июня 1942 года самолеты с «Йорктауна», «Энтерпрайза» и «Хорнета» в считанные мгновения прикончили ударное соединение адмирала Нагумо, и от этого удара японский флот так и не сумел оправиться. Бомбы американских пикировщиков поразили авианосцы «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю», палубы которых были забиты заправленными и вооруженными самолетами. Три японских авианосца, пожираемых пламенем пожаров от бензина и рвущихся боеприпасов, были брошены командами и затонули, четвертый потопила американская подводная лодка.

Когда Объединенный Флот приполз обратно в японские воды, Императорская ставка уже планировала развернуть постройку новых авианосцев. Мидуэй выявил серьезные недостатки в проектах японских авианосцев. По мнению спасшихся моряков, чтобы противостоять атакам американских пикировщиков, авианосцам требовались бронированные полетные палубы и улучшенная защита бензохранилищ и складов боеприпасов. Хотя Императорский Флот отработал до совершенства методы борьбы за живучесть, их также следовало пересмотреть. Ветераны Мидуэя предложили пересмотреть принятые способы перевооружения самолетов и тушения пожаров.

Все надежды на выполнение программы пополнения флота на 1942 год были развеяны штормом, который пронесся по коридорам Императорской ставки после Мидуэя. Именно после этого сражения была составлена Пересмотренная программа пополнения флота, предусматривающая постройку 15 авианосцев улучшенного типа «Хирю» и 5 авианосцев улучшенного типа «Тайхо».

Было решено, что уроки Мидуэя лягут в основу долгосрочной программы строительства авианосцев. Даже при самых серьезных усилиях появления новых кораблей не следовало ожидать ранее середины 1945 года. А это, как многие опасались, могло быть слишком поздно.

Поэтому все внимание было сосредоточено на существующих кораблях, которые можно было переоборудовать в авианосцы. Любой корабль, который можно было превратить во взлетную полосу, считался кандидатом на переоборудование. Кроме баз гидросамолетов, танкеров, торговых судов, крейсеров и старых линкоров на глаза реформаторам попался и «Синано».

Перестроить «Синано» предложил начальник военно-морского технического бюро вице-адмирал Сейити Ивамура. Как и другие высокопоставленные офицеры, Ивамура был глубоко встревожен гибелью японских авианосцев при Мидуэе. Он полагал, что переоборудование «Синано» даст новый авианосец относительно быстро.

Ивамура работал в тесном контакте с вице-адмиралом Кейдзи Фукудой, главой японских конструкторов-кораблестроителей. Вместе они готовили проекты всех японских военных кораблей, именно они решили превратить «Синано» в огромную плавучую авиабазу, способную принимать, перевооружать и поднимать самолеты, вылетевшие с береговых баз и других авианосцев. Сам «Синано» не должен был иметь собственных самолетов, на нем не предусматривались ангары для их хранения, то есть сначала предполагалось превратить его во вспомогательный корабль, нечто вроде исполинского авиатранспорта.

Фукуда и еще один хорошо известный японский конструктор капитан 1 ранга Сигеру Макино приступили к работе над эскизами, и «Синано», находившийся в сухом доке № 6 снова ожил. Но прежде чем были готовы окончательные чертежи, авиационный отдел штаба Объединенного Флота убедил Кампон убедил изменить проект. Было решено превратить «Синано» в настоящий авианосец, имеющий собственную авиагруппу. Ивамура согласился с этим предложением, но в проекте предусмотрел место только для 18 истребителей. Однако летчики не удовлетворились этой уступкой и потребовали, чтобы военно-морское техническое бюро разместило на корабле и ударные самолеты. В этот момент Ганрейбу, оказавшееся между двух огней, предложило враждующим группировкам прекратить склоку и начать работать вместе, чтобы корабль как можно быстрее вышел в море.

Перед Фукудой и Макино встала крайне сложная задача - согласовать все эти противоречивые требования. Однако к сентябрю 1942 года были подготовлены чертежи огромного авианосца водоизмещением 68000 тонн, который мог нести 18 истребителей, 18 торпедоносцев и 6 разведчиков.

Строительство: 1942–1944 года

В результате «Синано» стал неким компромиссом. Как позднее был вынужден признать помощник конструктора «Ямато» капитан 1 ранга Китаро Мацумото, в действительности это был очень странный компромисс. Он был плохо продуман и его слишком старались достроить как можно быстрее. Непродуманный проект и лихорадочная поспешность, с которой достраивали «Синано», наверняка стали причиной столь быстрой его гибели.

Хотя работы по переоборудованию в авианосец начались еще летом, только в самом конце года они набрали темп. Согласно воспоминаниям Мацумото, работы на авианосце велись очень энергично. Несмотря на все старания сохранить в секрете новое назначение корабля, рабочие верфи проявили необычайный интерес к переоборудованию. Для них возрожденный «Синано» стал символом и надеждой.

Переоборудовать линкор типа «Ямато» в авианосец оказалось почти так же трудно, как и построить новый корабль. От киля и до главной палубы «Синано» повторял «Ямато», то есть имел двойное и тройное днище, бронированные були ниже ватерлинии, хорошо забронированные артиллерийские погреба, рулевые отсеки, машинные отделения и топливные цистерны. Поверх всего этого предполагалось построить авианосный верх - бронированную полетную палубу, остров, ангар, авиаремонтные мастерские, хранилища боеприпасов. Предстояла просто колоссальная работа.

Главной характерной чертой «Синано» стала очень мощная броневая защита. По ватерлинии авианосец прикрывал главный пояс толщиной 8 дюймов, что было вдвое меньше, чем на «Ямато» и «Мусаси». Тройное днище в районе машинных отделений давало дополнительную защиту от мин.

Самой заметной из переделок стало переоборудование артиллерийских погребов «Синано». Барбеты и погреба, прикрытые 7-дюймовой броней, были приспособлены для работы с авиационными боеприпасами. Были установлены скоростные бронированные элеваторы для подъема бомб, торпед и зенитных снарядов прямо на полетную палубу - так были учтены уроки Мидуэя.

Вы главной палубы все выглядело, как на настоящих авианосцах. После того, как была положена 100-мм бронированная полетная палуба, начались работы в ангаре. По пересмотренному проекту предусматривался только один уровень ангара. С учетом требований остойчивости и общего веса, а также потому, что уже была установлена главная броневая палуба, от двух уровней ангара, как на «Тайхо» и «Дзуйкаку», пришлось отказаться. Поэтому корабль имел небольшую авиагруппу для своих размеров.

На «Синано» ангар делился на две части вертикально броневой переборкой, а сверху имелась полудюймовая противоосколочная подложка. В носовой части ангара предполагалось держать 18 истребителей «Реппу» - модернизированная модель «Зеро». Кормовая часть была достаточно вместительной, чтобы принять 18 ударных самолетов «Рюсэй». Авиагруппы завершали 6 разведчиков «Сайюн».

Итоги битвы при Мидуэе сказались на конструкции ангарной палубы. Закрытые ангары авианосцев превращали пожары в настоящее бедствие. Кроме того, в случае пожара в ангаре оказалось невозможно сбросить на борт боеприпасы. На «Синано» эту опасность постарались уменьшить насколько возможно, сделав первые две трети ангара открытыми с бортов, на случай плохой погоды и ночных операций их прикрывали подвижные стальные экраны. Задняя треть ангара была полностью закрытой, ее защищала 2-дюймовая броня.

Последствия Мидуэя были учтены и в других деталях конструкции гигантского авианосца. Удачные попадания 1000-фн бомб американских пикировщиков стали причиной ужасающих потерь 4 июня, поэтому полетная палуба и элеваторы «Синано» были спроектированы так, чтобы противостоять взрывам 1000-фн бомб. В отличии от «Тайхо», палуба которого была забронирована только между элеваторами и непосредственно над ангаром, 100-мм броня прикрывала почти всю полетную палубу «Синано». Она опиралась на близко расположенные коробчатые бимсы высотой 31 дюйм и лежала на стальной подложке толщиной три четверти дюйма. Сверху палубу покрывал тонкий слой латексно-песчано-цементной смеси для смягчения сотрясений.

Общий вес брони «Синано», от киля до надстройки, стал рекордным для военных кораблей. Он составил 17694 тонны, или треть водоизмещения «Синано» на ходовых испытаниях (68000 тонн).

Еще одной крупной проблемой, с которой столкнулись строители «Синано», стал вопрос о размещении и защите цистерн с авиабензином, который также возник после Мидуэя. Сначала считалось обязательным располагать эти цистерны как можно дальше от машинных отделений. Однако часть японских офицеров думала, что лучше укрыть эти цистерны за поясной броней. Верх взяла противоположная точка зрения, и цистерны разместили глубоко в трюме, далеко от броневой цитадели и прикрыли броней, имевшей толщину от 1 до 3 дюймов. На многих японских авианосцах после Мидуэя защита цистерн с авиабензином была улучшена - окружающие их отсеки заполняли водой. Так, на «Синано» для этой цели были принято около 2000 тонн воды.

В июне 1944 года после потопления американской подводной лодкой «Альбакор» авианосца «Тайхо» вопрос о хранении топливо возник снова. В результате экспериментов, проведенных в Куре, топливные цистерны на «Дзуйкаку» и остальных пяти уцелевших японских авианосцах решили прикрыть со всех четырех сторон слоем цемента. Однако лишь «Дзуйкаку» получил эту защиту, хотя и она не спасла его впоследствии от потопления.

Эти эксперименты, которые проводились во время достройки «Синано», и эксперименты военно-морского технического бюро привели к тому, что в конструкцию авианосца были внесены небольшие изменения. Когда в ноябре 1944 года «Синано» вышел в море, некоторые его топливные цистерны были прикрыты и цементом, и водой.

Уроки, полученные при Мидуэе, заставили обратить самое серьезное внимание на вентиляционную систему «Синано». Чтобы не позволить смертоносным газам, возникающим в результате взрывов на ангарной палубе, распространяться по вентиляционной системе корабля, что при Мидуэе стоило японцам, как минимум, одного авианосца, все воздуховоды были защищены 1,5-дюймовой броней.

После Мидуэя пересмотру подверглась и схема перевооружения самолетов. Опыт сражения показал, что с боеприпасами можно работать только на открытом воздухе и как можно быстрее. Перевооружение самолетов на ангарной палубе, что было стандартной процедурой до Мидуэя, было сочтено чрезмерно рискованным. А роковое решение Нагумо сменить вооружение самолетов раз и навсегда приучило японцев уважать дисциплину таких процедур. Все это было частично учтено при проектировании системы работы с боеприпасами на «Синано» и в новых методиках палубных операций.

Система пожарной безопасности «Синано» была спроектирована таким образом, чтобы свести к минимуму опасность распространения огня. Все деревянные конструкции были ликвидированы. Была создана специальная негорючая краска, которую предполагалось использовать на авианосцах. Важным добавлением к системе пожаротушения стали разработанные японцами пузырьковые огнетушители. На борту американским авианосцев стояли пеногенераторы, а на «Синано» были установлены цистерны с мыльным раствором, который подавался в специальные спринклеры. Эта система тушения огня с помощью мыльных пузырьков ранее использовалась только на торговых судах, после Мидуэя монтировалась на всех японских авианосцах.

«Синано» имел необычайно мощную зенитную артиллерию. 16 - 5-дюймовых орудий в спаренных установках стояли побортно. Хотя сначала на авианосце планировалось установить 11 - 25-мм автоматов, когда «Синано» вышел в море, он имел 140 таких автоматов. Из них 69 были установлены в строенных установках, а остальные разбросаны по всему кораблю в спаренных и одиночных.

В качестве дополнительного средства защиты авианосец получил 12 многоствольных ракетных установок на спаренных станках. Каждая установка могла выпускать 28 или 30 ракет. Интересно отметить, что идею таких установок японцы заимствовали из популярного американского журнала. Один из японских конструкторов, тщательно изучая фотоснимки военных кораблей союзников, посещавших порты Восточного Побережья, обнаружил на них аналогичные пусковые установки. Именно на основе этих снимков были спроектированы японские ракетные установки, однако они появились слишком поздно, чтобы хоть как-то повлиять на ход событий.

По сравнению с другими японскими авианосцами «Синано» был относительно тихоходным, но все-таки не слишком тихоходным для выполнения своих задач. Его четыре паровые турбины имели общую мощность 150000 SHP, поэтому огромный авианосец развивал ту же скорость, что и линкоры «Ямато» и «Мусаси», то есть около 27 узлов. Радиус действия «Синано» был больше, чем у линкоров - около 10000 миль на скорости 18 узлов.

«Синано» был спроектирован как некий компромисс, строили его с большой поспешностью, а скоропостижная гибель была ускорена преждевременным спуском на воду. До битвы за Марианские острова предполагалось достроить «Синано» к весне 1945 года. Но 19 июня 1944 года состоялась знаменитая «охота на индюков у Марианских островов», в ходе которой были потоплены два лучших авианосца Императорского флота - «Тайхо» и «Сёкаку». В результате темп работ в сухом доке № 6 был резко увеличен. Потери авианосцев в ходе битвы за Лейте и дальнейшее ослабление японского флота сделали еще более необоримым ввод в строй авианосца, чтобы заткнуть бреши, образовавшиеся в оборонительном периметре империи.

«Синано» был спущен на воду 11 ноября 1944 года и введен в состав флота через 8 дней. Командиром корабля и экипажа из 1400 человек был назначен известный офицер. Авианосцу предстоял короткий переход в Токийской бухте. Капитан 1 ранга Тосио Абэ столкнулся с проблемой, как привести огромный корабль с необученным и неопытным экипажем в состояние боевой готовности. В конце 1944 года Токийская бухты была не самым подходящим местом для тренировок зеленых матросов и летчиков. Поэтому Абэ получил приказ перевести «Синано» в Куре, чтобы там принять на борт самолеты и начать тренировки во Внутреннем море.

Недостроенный авианосец покинуло Йокосуку 29 ноября в 18.00, имея на борту рабочих верфи, которые не прекращали работу. В первом плавании по Токийской бухте «Синано» сопровождали эсминцы «Хамакадзэ», «Искокадзэ», «Юкикадзэ», и «лунный серп сиял над волнами».

А тем временем американская подводная лодка «Арчерфиш», которая на ночь освободилась от обязанностей по поиску экипажей сбитых В-29, двинулась дальше, чтобы сыграть решающую роль в трагической судьбе «Синано». Во время поисков японских судов в Токийской бухте, командир лодки капитан 2 ранга Дж. Ф. Инрайт, следуя в надводном положении, радаром обнаружил авианосец. Капитан 2 ранга Инрайт начал маневрировать, чтобы атаковать противника, терпеливо дожидаясь, пока «Синано» окажется у него на прицеле. В 03.37 он дал залп по ничего не подозревающему авианосцу 6 торпедами с установкой глубины на 10 футов. Через минуту 4 торпеды попали в цель. Эсминцы бросились на поиски «Арчерфиша», но лодка уклонилась от них, командир был уверен, что нанес смертельный удар авианосцу типа «Сёкаку». Отчаянная борьба «Синано» за свою жизнь завершилась поздним утром, авианосец затонул.

Японская следственная комиссия, которая должна была выяснить причины гибели корабля, тщательно изучила все события последних 7 часов существования «Синано». Хотя корабль получил 4 попадания торпедами в корму, капитан 1 ранга Абэ не беспокоился за его судьбу. Он был уверен, что авианосец, как и его двоюродные братья-линкоры, практически неуязвим. Поэтому он продолжал следовать со скоростью 18 узлов, несмотря на сильную волну.

Однако аварийным партиям, работавшим в трюме, скоро стало ясно, что «Синано» находится в серьезной опасности. Из-за спешки, с которой корабль выпроводили в море, в некоторых отсеках не были установлены водонепроницаемые двери. Хуже того, поскольку корабль держал скорость 18 узлов, под сильным напором воды были затоплены и другие отсеки ниже ватерлинии. Вскоре выяснилось, что перекачка воды не способна устранить крен, так как пропускная способность магистралей слишком мала. Этот недостаток конструкции был упущен из виду, когда после битвы у Марианских островов достройку корабля повели форсированными темпами.

Встревоженный развитием событий, капитан 1 ранга Абэ снизил скорость. Но море уже взяло верх. В 10.18, когда крен достиг опасной величины, Абэ приказал команд покинуть корабля, а сам ушел в свою каюту. Через несколько минут «Синано» перевернулся и с шумом затонул, унеся с собой на дно половину команды.

Если у японцев и сохранялась еще какая-то надежда на победу империи, она пошла на дно вместе с «Синано» холодным ноябрьским утром. Для тех, кто следил за этим кораблем с момента его закладки, как гигантского линкора, и до переделки в авианосец после Мидуэя, война завершилась.

Тосикадзу Касэ в своей книге «Путь к «Миссури» был вынужден признать, что Много позднее гибель «Синано» стала символом всех военных усилий империи. Он писал:

«Мы построили прекрасный корабль и очень гордились им. Он казался величественной и несокрушимой морской крепостью. Однако он был потоплен прежде, чем сделал хотя бы один выстрел. Гибель «Синано» это не просто злая насмешка судьбы. Для такой бедной страны, как Япония, строительство дорогостоящих военных кораблей ложится непосильным бременем на национальный бюджет. Однако мы построили не один такой корабль. Мы также содержали большую армию и увеличивали свои ВВС. В конце концов мы стали походить на мамонта, чьи бивни росли и росли, пока тело не отказалось таскать их. Так как все шло на содержание этих бивней, остальному телу не оставалось почти ничего. И мамонт вымер… «Синано» родился под несчастливой звездой, и его судьба стала символом трагического десятилетия, которое завершилось нашей капитуляцией».

WI, 1982 (номер неизвестен)

Раздел «Ответы на вопросы», Вернон Дж. Миллер

По словам Миллера эти данные предоставлены японским посольством в США. Точка гибели «Синано» находится в 160 милях на ЮВ от мыса Мурото, 33º 20" N, 136º 20" Е.

GENERAL DESCRIPTION OF THE SHINANO

1. Principal dimensions

LWL (trials) 256.0 m

Max. breadth on WL about 36.3 m

Depth (from bottom of keel to flying deck) 24.81 m

Displacement (trials) 68059 t

Displacement (full cond.) 71890 t

Mean draft (full cond.) 10.809 m

Oil fuel (full cond.) 8904 t

Radius of action 10000 miles at 18 knots

2. Ordnance

10 cm double sets 8 sets

25 mm triple mounted MG 35 sets

HAG predicator 4

MG controller 12

3. Aeroplanes

Arresting wires 15 sets

Crush barricade 3 sets

Bomb lifting hoist 2 sets

800 kg or 500 kg 54

4. Torpedo etc.

Air compressor 10 sets

Oxygen generator 1 set

5. Navigation compass etc.

Magnetic compass 4

6. Optical

4.5 m HA rangefinder 4

1.5 m rangefinder 3

12 cm HA binocular about 12

12 cm binocular about 5

18 cm binocular about 2

8 cm HA binocular about 16

6 cm HA binocular about 8

7. Electricity

600 kWt, 225 V diesel dynamo 4 sets

2 sets not finished

600 kWt, 225 V turbine dynamo 4 sets

110 cm search light 3 sets

60 cm signal search light 4 sets

20 cm signal search light 2 sets

2 k. signal lamp 2 sets

8. Wireless

For long wave 2 sets

For short & long wave 1 set

For short wave 8 sets

b) Receiving apparatus

For long wave 32 sets

For short & long wave 10 sets

c) Wireless telephone

For medium wave 4 sets

For short wave 2 set

For ultra short wave 2 sets

b) Receiving set

For medium wave 4 sets

For short wave 2 sets

For ultra short wave 4 sets

d) Direction finder 4 sets

For long wave 4 sets

For short wave 4 sets

For medium wave 2 sets

For ultra short wave 2 sets

f) Testing apparatus 4 sets

g) Typewriter 2 sets

h) Under water phone 1 set

i) Radiolocator 2 sets

j) Under water locator 0 sets

9. Machinery

Main turbine 4 sets

DIA of propeller 6.0m.

Steam pressure 25 kg./cm.

Steam temperature 325 C

fore (motor driven) 2 sets

aft (motor driven) 1 set

Motor driven (Each one set for main and aux. rudder)

Diesel driven (One set for aux. rudder only)

10. Protection

a) Magazine space

b) Machinery space

c) Gasoline tank

7 °CNC (+20 DS)

d) Steering engine room

11. Men (Including the member of Head Quarter)

Crews Total 2400

12. Fitting & equipment

A) Bower anchor 12.5t - 2

Cable for bower anchor

85mm. 19 Shackles - 1 sets

B) Stream anchor 3.2 t - 1

Cable for stream anchor

50mm. 8 Shackles - 1 set

15 m. Motor boat 1

12 m. Motor boat 2

12 m Motor launch 6

14 m. Special service 2

D) 150000 BTU magazine cooling machinery 3 sets

E) 40000 BHU CO2 refrigerator 1 set

F) 12 t crane 1 set

G) 10 t boat hoist 4 sets

H) 2.5 t motor winch 2 sets

I) Elevator 2 sets

13 Weights (trials)

Hull 33346.321 t

Armor 17694.337 t

Protection 6549.728 t

Fitting 2629.059 t

Ballast 1076.607 t

Ordnance 872.660 t

Torpedoes etc. 233.150 t

Navigation compass etc. 10.922 t

Optical 17.051 t

Electricity 887.332 t

Wireless 60.591 t

Airplanes 999.898 t

Machinery 4957.133 t

(including oil and water contained in machinery)

General equipment 1132.348 t

Oil fuel 5936.040 t

Motor boats 12.667 t

Airplanes 441.247 t

Main engine 69.895 t

Airplanes 95.948 t

Reserve water 198.613 t

Liquid for extinguishing 23.000 t

Fresh water for underwater phone 99.190 t

Materials for emergency 10.000 t

Unknown weight 341.908 t

TOTAL 68059.238 t

14 Stability etc.

a) Stability (trials)

Displacement 68059 t

Draft (mean) 10.312 m

Trim 0.982 by stern

Max righting arm 2.910 m

Range of stability 79.2°

Ratio of above water

Water area and underwater area 1.65

Main rudder (semi-balanced type) 1

Aux. rudder (ordinary type) 1

Rudder main 41.0 m²

Rudder aux. 13.3 m²

Ratio of rudder area

c) Turning capacity

Speed (8/10 max. Speed) 26 knots

Steering angle 35°

Advanced ratio 2.3

Max. inclination during turning 10°

Rolling period 15 sec

Субъективные замечания

Конечно, статья Мура, написанная полвека назад, имеет сегодня относительную ценность, однако она все-таки небезынтересна. Прежде всего, в ней излагаются кое-какие малоизвестные детали проектирования «Синано». И главный нюанс. Сегодня очень много кричат, что в книге «Сломанный меч» излагаются неизвестные детали летных операций японских авианосцев. Но, как мы видим, Мур упомянул о кардинальных различиях между японской и американской практикой в своей статье еще 50 лет назад. Он не вдавался в подробности, но концепция «Синано» родилась именно из этих различий. Так что Тулли и Паршелл Америку не открыли.

«Все уже украдено до вас».

Интересно отметить, что приводимые Миллером ТТХ «Синано» вдребезги разносят басню об «авианосце обслуживания самолетов». Корабль НЕ имеет огромного запаса авиабензина (лишь чуть больше, чем на других больших авианосцах, но не вдвое больше, как следовало бы ожидать из увеличения водоизмещения). Корабль НЕ имеет огромного запаса боеприпасов (дай бог свои собственные 47 самолетов обслужить). Остается вопрос: так зачем, черт побери, его строили?!

Интересно также отметить, что существуют несколько различных схем «Синано». И если вариант Енчуры отличается от варианта Брейера, Уоттса и Конвея только отсутствием носовых спонсонов для НУРС, то в книге В. Кофмана приведена схема с четырьмя МЗА на носовом банкете, которая не встречается более нигде.

После египетских пирамид и Великой Китайской Стены появились три линкора типа «Ямато», настоящее чудо света, такое же бессмысленное, как громоздкие пирамиды и длиннющая стена.

Сегодня более умные и определенно более здоровые люди видят в этих кораблях символ напрасных и трагичных военных усилий Японии. В качестве символа суперлинкоры «Ямато» и Мусаси», а также огромный авианосец «Синано» быстро превратились в легенды совместными усилиями американских и японских любителей истории флота.

Хотя в последнее время историки проявляют огромный интерес к проектированию и судьбе исполинских линкоров водоизмещением 64000 тонн, вооруженных 18,1-дюймовыми орудиями, «Синано», третий корабль этого типа, превращенный в самый большой в истории авианосец, обойден вниманием. Именно поэтому на сегодняшний день он является самым лучшим кандидатом в легенды.

Есть несколько причин для такой таинственности. Самой очевидной является полное уничтожение документов, связанных со строительством линкоров типа «Ямато» и их последующими модернизациями. Перед капитуляцией все бумаги Императорского военно-морского технического бюро (Кампон) были сожжены, в живых остались лишь несколько офицеров, знакомых с самыми секретными деталями японских кораблей военной постройки. Эти люди помогали оккупантам заполнить огромные лакуны, оставшиеся после гибели кораблей и уничтожения документов. Однако во многих случаях пробелы так и остались, в послевоенные годы они постепенно заполняются книгами и журнальными статьями, а также личными мемуарами. До самого последнего времени вся информация о линкорах «Ямато» и авианосце «Синано» находилась только в личных воспоминаниях офицеров, в годы войны работавших в Кампон.

После войны «Ямато» и «Мусаси» была посвящена значительная доля работ, в которых описывались действия линкоров. Самоубийственный бросок «Ямато» к Окинаве и его мучительно долгая гибель всего через 5 месяцев после роковой встречи «Мусаси» с американской авианосной авиацией в битве за Лейте привлекли внимание множества авторов в Японии и Соединенных Штатах.

Бесславная гибель «Синано» менее чем через день после выхода в первое плавание не вызвала такого интереса. И это понятно. История «Синано» значительно более сложна, в ней сплелось множество идей, не слишком известных в околоморских кругах. История «Синано» - это скорее не история боевых действий, а история сомнительной концепции и постройки корабля. Строительство затянулось на четыре года и поглотило десятки миллионов иен и сотни тысяч часов труда квалифицированных рабочих. В результате должен был появиться «могучий и несокрушимый плавучий замок», но все завершилось кучей обломков на дне после атаки американской подводной лодки. Кстати, это был самый крупный корабль, потопленный подводной лодкой во Второй Мировой войне.

Концепция: 1939–1942 годы

«Ямато» и «Мусаси», первые японские суперлинкоры, были спроектированы вскоре после отказа Японии от выполнения пунктов Вашингтонского договора. Этой работой руководили вице-адмирал Кейдзи Фукуда и капитан 1 ранга Китаро Мацумото из Кампон. Линкоры были заложены в 1937 году в Куре и Нагасаки.

«Синано» и четвертый безымянный линкор, получивший номер 111, было решено заложить в 1939 году. «Синано» был заложен на военно-морской верфи в Йокосуке 4 апреля 1939 года в специально построенном огромном сухом доке, укрытом за высокими утесами из песчаника. Строительство № 111 началось немного позднее на военно-морской верфи в Куре. Огромные занавесы укрывали доки от любопытных глаз.

Пока шло строительство «Синано» и № 111, была разработана программа пополнения флота на 1942 год. В ней была предусмотрена постройка еще трех огромных суперлинкоров. Один или два из них следовало построить по доработанному проекту «Ямато», на них планировалось снять часть противоминной артиллерии и увеличить количество зенитных орудий. Третий модифицированный проект «Ямато» сошел с чертежных досок Кампон в 1938 году. Этот корабль должен был нести шесть чудовищных 20-дюймовых орудий в трех башнях, немного напоминая британский линейный крейсер «Рипалс».

В эту амбициозную программу, разработанную еще до Пирл-Харбора, был включен крупный авианосец водоизмещением 50000 тонн (увеличенный и лучше защищенный вариант «Тайхо») и два линейных крейсера водоизмещением 33000 тонн, спроектированные, чтобы противостоять американским крейсерам типа «Аляска». По первоначальному проекту эти крейсера должны были получить три трехорудийные башни с 12-дюймовыми орудиями, но несколько высокопоставленных офицеров Ганрейбу предложили вооружить их шестью 14-дюймовыми орудиями в трех башнях. Конструкторы Кампон, возмущенные этим вмешательством, все-таки были вынуждены вернуться к работе, но все их усилия были напрасны. После начала военных действий в декабре 1941 года от строительства этих кораблей отказались.

Тем временем реалии надвигающейся войны вернули размечтавшихся адмиралов с неба на землю. Осенью 1940 года была сформулирована чрезвычайная военная программа. Было решено приложить все усилия для ускорения строительства авианосцев.

В Йокосуке работы на «Синано» заметно затормозились, так как мощности верфи были переключены на более неотложные работы, то есть на постройку авианосцев и переоборудование в авианосцы кораблей других классов. Работы на линкоре продолжались, но еле-еле.

Строительство четвертого линкора типа «Ямато», заложенного в Куре, находилось еще в самой начальной стадии, поэтому японцы не могли позволить себе тратить силы и средства попусту. Поэтому в ноябре 1941 года часть конструкций была разобрана на металл.

О строительстве «Синано» почти забыли, пока успешное окончание операций у Пирл-Харбора и в Малайе не заставило японцев снова рассмотреть вопрос о судьбе линкоров. Сторонники авиации в японских штабах утверждали, что быстрое уничтожение британских и американских линкоров авианосными самолетами в первые дни войны доказало бессмысленность титанических усилий, прилагаемых для достройки линкоров типа «Ямато». Судя по всему, эта точка зрения взяла верх, поэтому было решено резко замедлить достройку «Синано».

Если Пирл-Харбор поставил под вопрос ценность «Синано» для империи, то Мидуэй спас корабль. Битва при Мидуэе решающим образом повлияла на конструкцию японских авианосцев. 4 июня 1942 года самолеты с «Йорктауна», «Энтерпрайза» и «Хорнета» в считанные мгновения прикончили ударное соединение адмирала Нагумо, и от этого удара японский флот так и не сумел оправиться. Бомбы американских пикировщиков поразили авианосцы «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю», палубы которых были забиты заправленными и вооруженными самолетами. Три японских авианосца, пожираемых пламенем пожаров от бензина и рвущихся боеприпасов, были брошены командами и затонули, четвертый потопила американская подводная лодка.

Когда Объединенный Флот приполз обратно в японские воды, Императорская ставка уже планировала развернуть постройку новых авианосцев. Мидуэй выявил серьезные недостатки в проектах японских авианосцев. По мнению спасшихся моряков, чтобы противостоять атакам американских пикировщиков, авианосцам требовались бронированные полетные палубы и улучшенная защита бензохранилищ и складов боеприпасов. Хотя Императорский Флот отработал до совершенства методы борьбы за живучесть, их также следовало пересмотреть. Ветераны Мидуэя предложили пересмотреть принятые способы перевооружения самолетов и тушения пожаров.

Все надежды на выполнение программы пополнения флота на 1942 год были развеяны штормом, который пронесся по коридорам Императорской ставки после Мидуэя. Именно после этого сражения была составлена Пересмотренная программа пополнения флота, предусматривающая постройку 15 авианосцев улучшенного типа «Хирю» и 5 авианосцев улучшенного типа «Тайхо».

Было решено, что уроки Мидуэя лягут в основу долгосрочной программы строительства авианосцев. Даже при самых серьезных усилиях появления новых кораблей не следовало ожидать ранее середины 1945 года. А это, как многие опасались, могло быть слишком поздно.

Когда говорят про корабли типа «Ямато», то обычно вполне обоснованно упоминают только первые два достроенных судна – ведь третий заложенный корпус линкором так и не стал. Изначально планировалось построить 4 суперлинкора. Если знаменитые «Ямато» и «Мусаси» были спущены на воду осенью 1940, то третьего их родственника заложили только весной того же года. Но еще до нападения на Пёрл-Харбор проект был заморожен, хотя с корпусом корабля возились еще больше месяца.

Вспомнить про недооформленную кучу первоклассного металла японцев заставила катастрофа у атолла Мидуэй, когда авианосная мощь империи была подорвана потерей четырех тяжелых авианосцев. Командование решило, что недостроенный линкор можно для пользы империалистического отечества переделать под авианосец. Опыт подобных выкрутасов уже был – всеми любимые «Акаги» и «Кага», потерянные у Мидуэя, изначально планировались как линейные корабли.

Но в случае с третьим корпусом корабля типа «Ямато» случай был посложнее. В зародыше судна, получившем название Корпус 111, многое уже нельзя было изменить. Но распиливать проект на металл и делать все как следует уже не позволяло время. Несмотря на все усилия конструкторов корабль получался слишком большим и тяжелым, и это несмотря на то, что бронирование удалось уменьшить почти в 2 раза. Было решено оставить уже установленные паровые машины «Кампон».

Печальный опыт заправки самолетов под палубой заставил японцев перенести этот процесс на свежий воздух. Большая часть ангаров «Синано» была открытой (хотя была возможность закрыть большую часть специальными «бронешторками»). Теперь особо отчаянные моряки могли, например, попытаться выкинуть за борт что-нибудь загоревшееся (самолет, как вариант).

Ширина полетной палубы вышла около 40 метров. Нетрудно догадаться, что это несколько шире самого корпуса, поэтому по бокам палубу поддерживали дополнительные стальные колонны. «Синано» стал вторым японским кораблем после «Тайхо», который был оборудован т.н. «островной надстройкой» (смещенной, проще говоря). Так же от «Тайхо» взяли идею бронированной палубы (у американцев первые шаги в этом направлении были сделаны только после войны).

В итоге на протонедолинкор можно было запихать авиационную группу в 42-47 самолетов. С одной стороны – однозначный фейл (Акаги, Кага, Сёкаку, Зуйкаку несли, например, более 80 летунов). С другой – изначально рассчитывали вообще на пару десятков самолетов.

Эпопея с постройкой продолжалась до октября 1944. Положения японцев на Тихоокеанском театре военных действий в то время принято считать безнадежным. Но они еще трепыхались. 5 октября корабль был спущен на воду, но произошло ЧП – батопорт сухого дока поломался, и стального гиганта несколько раз приложило к стенкам хлынувшей водой. На ремонт понадобилось 3 недели. 19 ноября произошло долгожданное поднятие на «Синано» военно-морского флага.

Итоговые характеристики: Длина – 266м;ширина – корпус 39, максимальная - 53;водоизмещение – полное\нормальное -71 890\ 68 060; бронирование – в борту до 205мм, палуба – 75мм; экипаж – 2400 человек; двигатели – 12 котлов и 4 турбины мощностью 153000 л.с.; скорость хода – чуть более 27 узлов. Вооружение – 16 127мм зенитных орудий «Тип 89», 35 строенных автоматов «Тип 96» калибра 25мм, 12 28ствольных установок с неуправляемыми зенитными ракетами. Перед первым походом корабля, опасаясь авиации, японцы добавили еще 40 одиночных зенитных автомата.

28 ноября 1944 «Синано» вышел из Й(Ё)окосуки, направляясь к военно-морской базе в Куре. Сделано это было в целях безопасности –Хонсю уже вовсю бомбили. На корабль были помещены 50 самолётов и 9 катеров для камикадзе, собственная авиагруппа должна была разместиться на «Синано» уже после перехода.

Командовал пара… кораблем капитан 1го ранга Тошио Абэ, получивший контр-адмиральскую должность еще в августе. Звание же он должен был получить после перехода во внутреннее море. Но не сложилось.

Командир Абэ просил небольшую передышку, так как команда еще не освоилась с кораблем. Так же не были установлены водонепроницаемые переборки, отверстия для электрических кабелей не были запечатаны, насосы были не везде. Да и эсминцы эскорта только что вернулись из залива Лейта, где императорский флот потерпел очередное поражение. В задержке было отказано.
Итак, 28 ноября 1944 года в 18:00 по местному времени в открытое море вышла группа, состоящая из одного авианосца поддержки и трех эскадренных миноносцев класса «Кагэро»: «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе»(все они будут участниками последнего похода великолепного «Ямато», два погибнут вместе с суперлинкором, а «Юкикадзе» подорвется на мине и прослужит до 1970). Авиационной поддержки группе не выделили.

Средняя скорость конвоя должна была составить 20 узлов, и для преодоления 300 миль расстояния требовалось примерно шестнадцать часов (13+3). Скорость все-таки значительная, поэтому Абэ надеялся проскочить мимо снующих повсюду американских подлодок. Предполагалось, что «Синано» пройдет вдоль берега днем, но капитан принял решение выдвигаться ночью и отойти от суши подальше.

Через 2 часа 48 минут после того, как группа «Синано» вышла из порта, радары лодки USS Archerfish (SS/AGSS-311) (если по-русски – рыба-брызгун) засекли японские корабли. Конвой и американскую подводную лодку разделяли 12 миль. Через 2 часа японцы так же увидели «Арчерфиш» на своих приборах.

«Исокадзе» было отправился на охоту за рыбкой, но по непонятной причине был отозван. Должно быть, капитан Абэ рассчитывал проскочить, да и корпус был рассчитан на попадание пары торпед.
На «Синано» были проблемы с силовыми установками - уже идя на переход, он имел исправными 8 из 12 котлов, и вынужден был уменьшить скорость на 2 узла. Пять часов американцы сидели на хвосте японцев, выполнявших противолодочный маневр.

Между 3:15 и 3:17 «Арчерфиш» произвела роковой залп из шести торпед по «Синано». Стрельба была крайне удачной – 4 попали в цель. Все 4 попали по центру(почти) правого борта. Цимес в том, что американцы попали аккурат между бронированным поясом и антиторпедным выступом, поразив самое слабое место. Поначалу японцы посчитали, что ущерб незначителен. Но тут злую шутку с авианосцем сыграла негерметичность внутренних отсеков и недостаток насосов для откачки воды. Тем не менее, после попадания первоначально «Синано» даже не снизил ход.

После атаки субмарина благополучно ушла от противолодочных бомб, сброшенных эсминцами (всего их было не менее 14).

В течение нескольких минут авианосец приобрел крен в 10 градусов, еще через пятнадцать – 13 (и это несмотря на то, что экипаж вкачал внутрь 3000т воды). К 9:00 подача энергии на корабле была отключена. Крен уже превысил 20 градусов. Эсминцы начали принимать на борт экипаж после того, как попытка отбуксировать тяжеленный «Синано» поближе к берегу провалилась (после 10:00).
Эсминцы приняли на борт только 1080 членов экипажа и гражданских лиц, а 1435 человек стали считаться пропавшими без вести. Капитан 1го ранга Тошио Абэ, естественно, отказался покидать свое место и погиб вместе с кораблем.

К 11 часам корабль начал быстро набирать воду и затонул, перевернувшись в 65 милях от берега. Путем нехитрых подсчетов выясняем, что это произошло через 7 с лишним часов после попадания торпед и через 17 часов после выхода «Синано» в свой первый и последний поход. В целом причиной гибели судна была слабо организованная противолодочная оборона и незавершенность внутренних структур корабля. Нельзя так же не отметить неслаженность экипажа и везение американских подводников.

А экипаж лодки «Арчерфиш» под командованием капитана Джозефа Френсиса Энрайта вернулся на базу. Сначала считалось, что подводники потопили крейсер, но по описанию командование предположило, что целью все-таки был авианосец. Только после войны удалось выяснить, что это был «Синано». За эту атаку Капитан Энрайт получил Военно-морской крест(уступающий по старшинству только Медали Почета), а команда подводной лодки была удостоена Presidential Unit Citation – почетной групповой награды. По сей день гигант-авианосец - самый крупный боевой корабль, потопленный подлодкой.

В целом, гибель «Синано» была одним из многих маленьких гвоздей в крышке большого гроба старой Японской империи.

Опыт первых сражений на Тихом океане показал абсолютное превосходство авиации над артиллерией даже тяжелых кораблей. По этой причине «Синано», заложенный как суперлинкор, был перестроен в авианосец.

После принятия «Четвертой программы пополнения и замены флота 1937 года» Императорский флот заказал три суперлинкора типа «Ямато» — сам «Ямато», «Мусаси» и «Синано». «Ямато» и «Мусаси» были построены и вступили в строй. Постройка «Синано» была приостановлена в декабре 1941 года при готовности 50 %. После гибели в мае — июне 1942 года пяти авианосцев в битвах в Коралловом море и у атолла Мидуэй, командование флота приняло решение о переделке «Синано» в авианосец. Проект перестройки «Синано» был разработан основным проектировщиком линкоров типа «Ямато» вице-адмиралом Фукудой Кейни совместно с начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Ивамурой Сейнти.

ПРОЕКТ

Совместить корпус линкора, бронированную полетную палубу, авиационное оборудование и просторные ангары оказалось задачей чрезвычайной сложности. Главной проблемой «Синано» стал баланс между остойчивостью судна и вместимостью ангаров. В результате корабль удалось сделать мореходным, но вот размеры ангаров получились даже меньше, чем на авианосце «Унрю», имевшим в три раза меньшее водоизмещение.

Стало ясно, что использовать «Синано» как полноценный авианосец не удастся.

Было принято компромиссное решение, согласно которому на «Синано» размещалась небольшая авиагруппа, а сам корабль еще в ходе работ было решено переклассифицировать в авианосец поддержки. Проект предусматривал размещение 42-47 самолетов. Для самого большого авианосца в мире это было непозволительно мало.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

«Синано» был одним из немногих авианосцев того времени, имевшим бронированную полетную палубу. Ангарная палуба, бывшая главная броневая, имела толщину 195 мм. Погреба боезапаса были защищены броней толщиной 180 мм. Цистерны с авиационным бензином размещались ниже ватерлинии и были защищены дополнительной 25-75-мм броней.

Островная надстройка корабля — в средней части с правого борта. Дымовая труба имела наклон 26° от борта, как на авианосцах типа «Хийо» и «Тайхо».

Энергетическая установка был как на «Ямато» — четыре паровых турбины и 12 котлов «Канпон Ро-го» обеспечивали проектную мощность 150 тыс. л. с. Скорость на испытаниях составила 27,3 узла. Каждый котел и турбоагрегат располагался в своем отделении. Авианосец имел стандартное для кораблей такого класса оборудование для приема самолетов: 18-тросовый аэрофинишер и три аварийных барьера. 12 тросов финишера и два аварийных барьера размещались в кормовой части полетной палубы, остальные — в носу. Авиаоборудование дополнялось двумя самолетоподъемниками максимальной грузоподъемностью 7500 кг и размерами 15 х 14 м и 12-тонным краном. Вооружение также было стандартным для больших японских авианосцев: 16 х 127-мм/40 универсальных орудий «тип 89» в спаренных установках. Зенитное вооружение дополняли 35 х 25-мм автоматов «тип 96». Перед выходом в первый поход в срочном порядке дополнительно разместили еще 40 одноствольных автоматов. Корабль имел 12 х 28 установок неуправляемых зенитных. Были установлены два радара «тип 21» для поиска воздушных и надводных целей и радар «тип 13» поиска воздушных целей. На борту было множество высококачественных оптических приборов, в число которых входило 40 бинокуляров.

ГИБЕЛЬ: ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД

Поскольку в 1944 году американцы уже активно осуществляли бомбардировки Японии, для завершения постройки было решено перевести «Синано» на военно-морскую базу Куре, во Внутреннее море. На корабль загрузили 50 самолетов и 9 катеров для камикадзе. Собственную авиагруппу должны были разместить на «Синано» после перехода на базу. 28 ноября 1944 года в 18:00 «Синано» вышел в открытое море без авиационного противолодочного прикрытия. Его сопровождал эскорт из трех эсминцев типа «Кагэро»: «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе». Одиночная американская субмарина SS-311 «Арчер-Фиш», действовавшая под командованием Джозефа Инрайта, обнаружила «Синано» на расстоянии 12 миль в 20:48. Началась погоня, которая длилась всю ночь. Авианосец шел со скоростью 20 узлов, противолодочным зигзагом. В 22:30, по причине перегрева подшипника одного из гребных валов «Синано» был вынужден уменьшить скорость до 18 узлов. Скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись.

29 ноября 1944 года в 03:17 ночи «Арчер-Фиш» выпустила из носовых торпедных аппаратов шесть торпед. Четыре достигли цели. Все торпеды легли в центральную часть правого борта. Эсминцы сопровождения бросились атаковать субмарину. Было сброшено 14 глубинных бомб, но «Арчер-Фиш» благополучно ушла из-под удара. Кэптен Тосио Абэ посчитал повреждения неопасными. Авианосец продолжил движение. Но корабль был недостроен и недооборудован. В частности не хватало насосов для откачки воды. Водонепроницаемые переборки оказались негерметичными. Команда авианосца была новая и несработанная. Все эти факторы сказались самым трагичным образом на судьбе корабля. В 5 часов утра «Синано» еще имел малый ход и крен 13°, но уже стало ясно, что довести корабль до мелководья не удастся. К девяти утра прекратилась подача энергии. Крен судна составил более 20°. В 10:18 была отдана команда «покинуть корабль».

Эсминцы подошли к авианосцу и начали эвакуировать экипаж. Но уже в 10:55, всего через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход, «Синано» перевернулся и быстро затонул. Эсминцы успели принять на борт 1080 человек из экипажа «Синано», 1435 человек погибли. Кэптен Тосио Абэ и находящийся при нем вахтенный сеи (младший лейтенант) Ясуда отказались покинуть тонущий корабль. Как и все корабли типа «Ямато», «Синано» погиб в результате потери остойчивости.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «СИНАНО»

  • Водоизмещение, т:
    стандартное: 64 800
    полное: 71 890
  • Размерения, м:
    длина максимальная: 266
    ширина максимальная: 53
    осадка максимальная: 10,8
  • ГЭУ: 12 котлов, 4 паровые турбины «Канпон Ро-го» мощностью 153 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов: 27,3
  • Дальность плавания, миль: 10 000 (на скорости 18 узлов)
  • Вооружение:
    артиллерия:16 х 127-мм, 12×120-мм орудий;
    зенитная артиллерия: 45 х 25-мм, 22 х 13-мм зенитных автомата;
    ракетное вооружение: 12 х 120-мм установок неуправляемых зенитных ракет
  • Авиационная группа:
    18 истребителей А7М2 «Реппу»
    12 ударных самолетов В7А «Рюйсей» и 6 разведчиков C6N1 «Сайюн»
  • Экипаж, чел: 2400 (с летным составом)

Возможно вам будет интересно: