Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.
Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).
Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.
Виды предлогов.
По морфологическим признакам предлоги
можно поделить на три вида:
- Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
- Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
- Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.
По происхождению предлоги бывают:
- Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
- Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.
Производные предлоги.
Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:
- Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
- Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
- Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.
Предлоги и согласование падежей.
Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:
Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.
Разряды предлогов по лексическому признаку.
Предлог может выражать:
- Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
- Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
- Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
- Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
- Отношение причины: зарыдать от горя ;
- Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
- Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;
И другие разряды.
Как делать морфологический разбор предлога?
План разбора предлога
:
1)Часть речи, назначение данной части речи;
2)Вид предлога: простой, составной или сложный;
3)Тип предлога: производный или непроизводный;
4)К какому слову относится;
5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);
6)Разряд предлога по лексическому признаку.
Пример морфологического разбора предлога.
На крыльце стояли двое: он и с ним.
На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.
С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.
В русском языке есть служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Остановимся подробнее на предлогах. Предлог - служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Приведём примеры. Перед нами словосочетание сесть за парту . Если бы не было предлога, то и не было бы словосочетания со смыслом. Было бы сочетание слов сесть парта . Но что за значение несёт в себе это сочетание слов? А вот предложение Я подошёл к своему дому, открыл ключом замок и вошёл во двор . в данном предложении встречаются два предлога к (дому) и во (двор). Смысл предложения понятен. А если бы этих предлогов не было, мы получили бы следующее: Я подошёл свой дом, открыл ключом замок и вошёл двор . Не всё понятно в данном предложении.
Все предлоги делятся на две группы:
- непроизводные;
- производные;
- других не бывает.
Непроизводные и производные предлоги
Непроизводные предлоги - это такие предлоги, которые существуют изначально, не от каких частей речи не образуются (это такие предлоги, как: в, во, на, за, перед, от, под, к, ко, с, со, пред, по, подо и многие другие).
Производные предлоги произошли из других частей речи: наречий, деепричастий, существительных и других частей речи.
Приведём примеры предложений с производными предлогами:
В течение дня рабочие старались выложить эту стену кирпичом. (Сравним: В течении реки много рыбы. - Здесь в течение - существительное с предлогом в ).
В продолжение дня студенты занимались в библиотеке. (Сравним: В продолжении книги появились новые герои.)
Возле реки расположились на отдых туристы. (Сравним: Туристы расположились возле.)
Около дома мы посадили много цветов: лютиков, астр, ирисов. (Сравним: Много цветов мы посадили около.)
Внутри дома у этого хозяина всегда есть элементы декоративного оформления. (Сравним: Внутри всегда есть элементы декоративного оформления.)
Вдоль реки туристы шли торопясь. (Сравним: Вдоль раскинулась русская река.)
Насчёт экскурсии необходимо было договориться заранее. (Сравним: Положите деньги на счёт в банке.)
Благодаря хорошей погоде экскурсию не отменили. (сравним: Гости вышли из-за сола, благодаря хозяйку.)
Согласно расписанию автобусы начнут ходить по этому маршруту уже завтра. (Сравним: Присутствующие делегаты кивали согласно.)
Несмотря на погоду, наш класс решил не отменять экскурсию. (Сравним: Не смотря на товарища, я шёл по дороге.)
Цели:
- Познакомить с предлогами через, сквозь, между; сформировать представление о смысловом значении предлогов и их схемой; закрепить навык употребления этих предлогов в экспрессивной речи;
- Развивать: умение дифференцировать предлоги на письме; навык анализа предложения с предлогом, фонематического анализа и синтеза, словарного запаса, внимание, мышление, память.
- Воспитать мотивацию к обучению, взаимовыручку.
Оборудование : схемы предлогов, карточки, картинки, мяч.
Ход занятия
I
.
Организационный момент.
-
Наше занятие мы начнём с упражнений, которые развивают умственные способности.
1.
«Колечко»
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением. 8 раз
2. «Кулак-ребро-ладонь»
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали её в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп. 8 раз
3. «Лезгинка»
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп. 8 раз
4. «Зеркальное рисование»
Берём чистый лист бумаги, рисованиезеркальное; рисунок симметричный; одновременно двумя руками – один предмет.
5. «Ухо - нос»
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение. 4–5 раз
Игра: «Составь предложение».
Задание:
- Я кидаю мяч, и тот, кто его поймал, должен составить мне предложение с предлогами в, на, за.
- Всем понятно условие игры? Начинаем …
II
. Сообщение новой темы занятия.
На доске картинка
1. Задание:
(появляется предлог через)
- через)
- Обозначим его этой схемой.
2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом через.
Обратите внимание:
что глаголы с приставкой ПЕРЕ – требуют предлога через.
На доске картинка
-На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание:
вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
(появляется предлог сквозь )
- Какой предлог помог составить нам предложение? (сквозь )
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
2. Задание: составьте предложения с данными глаголами и предлогом сквозь.
Обратите внимание: что глаголы с приставкой ПРО – требуют предлога сквозь.
На доске картинка
-На доске картинка с написанным ниже предложением, у которого есть недостающий предлог.
1. Задание: вставить предлог, чтобы получилось предложение, и прочитать его.
(появляется предлог между )
- Какой предлог помог составить нам предложение? (между )
- Что обозначает этот предлог? (уточняет действие кого-то, чего-то)
- Обозначим его этой схемой.
Вывод:
С какими предлогами мы познакомились? Чему мы научились, составлять …
III . Физминутка.
Инструкция повторяй за мной.
IV . Закрепление пройденного.
1. Работа по карточкам .
Задания: вставить предлог в предложение и записать его.
Девочка прыгает через скакалку.
Ребята перешли через ручей.
Сквозь туман виднелись горы.
Сквозь дым был виден дом.
Между домами было видно поле.
Между бабушкой и дедушкой шел мальчик.
V. Итог занятия.
С какими предлогами мы познакомились?
- Чему научились? Что закрепили?
Дидактическая игра «Кто больше»
Логопед:: Кто больше составит предложений с предлогами «из-за» и «из».
Занятие 22. Предлог «между»
Цели:
1. Познакомить детей со значением предлога «между» в его схемой.
2. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже.
3. Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: карточки со схемой предлога по количеству детей, фломастеры, кукла, игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед раздает детям карточка с заданиями.
Логопед: Где нарисована ёлка на листе? (Слева.) Мячик? (Справа.) Домик? (Посредине.) Послушайте внимательно, как я скажу по-другому. Где нарисован домик? Домик нарисован между ёлочкой и мячом. Повторите, где нарисован домик? Слушайте следующее задание. Нарисуйте между ёлкой и домиком крестик. Скажите, где вы поставили крестик? А теперь поставьте между домиком и мячом точку. Где вы поставили точку? Какой предлог помог вам сказать, где вы поставили точку, крестик? (Между.)
2. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «между». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Предлог «между» мы говорим тогда, когда и справа и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. Посмотрите на крестик. Слева - ёлка, справа дом, а крестик между ними, посередине. Посмотрите на схему предлога «между». Здесь шарик находится между кубиками.
Упражнение «Что изменилось?» На столе стоят две игрушки (машинка и пирамидка). Логопед предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он добавляет третью игрушку (матрёшку) между машиной и пирамидкой.
Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? (Дети говорят.) Закройте глаза еще раз! (Снова меняет игрушки местами.) Где теперь стоит машина? И т.д.
Примеры предложений с предлогами: в течение, в продолжение, вследствие?
- В течение дня она обещала приехать ко мне.
- Мы должны посетить это чудесное заведение в течение недели.
- В продолжение нескольких часов мы только танцевали.
- Он вел себя таким образом в продолжение всего дня.
- Вследствие того, что он весь урок разговаривал, его выгнали из класса.
- Вследствие удара по ногам он получил травму и выбыл на долгий срок.
В течение долгого времени от не не было никаких известий.
В продолжение нашего телефонного разговора сообщаю Вам следующее.
Вследствие этих действий произошел конфликт между представителями разных религий.
Предлоги в течение, в продолжение и вследствие являются производными от имени существительного. Первые два предлога являются временными по значению, а третий имеет причинное значение. Примеры предложений:
В течение полувека произошли значительные изменения в развитии средств связи.
Мы шли по лесной дороге в течение часа, пока не наткнулись на полянку, усыпанную земляникой.
В продолжение года, пока я не был в селе, построили новую школу.
Дождь лил как из ведра в продолжение часа.
Объявлен карантин вследствие эпидемии гриппа.
Вследствие снежных заносов движение транспорта по улицам затруднено.
Предлог это служебнаая часть речи которая нужна для осуществления связь с существительным,числительным и местоимением.Означает отноошения между действием и обьектом. Примеры:в течения дня произошло множество событий связанных с женитьбой.В продолжение часа я видел как она, красиво поет.
В течение длительного времени я не мог выбраться из леса.
В течение последнего часа е состояние ухудшилось.
В течение периода нашего сотрудничества мы добились полного взаимопонимания.
Я отправлю тебе письмо на почту в продолжение дня.
Вследствие обильных снегопадов на дорогах образовались огромные пробки.
Вследствие длительного нахождения на солнце у него произошл тепловой удар.
В течение последних дней погода только ухудшалась.
В продолжение нескольких часов пришлось идти пешком.
Вследствие ошибки в диктанте я получил низкую оценку.
Примеры предложений:
с предлогом В ТЕЧЕНИЕ
1). В течение суток от него не было никаких известий.
2). Дождь лил как из ведра в течение двух часов.
3). Он так и не смог ее найти, хотя искал в течение часа.
с предлогом В ПРОДОЛЖЕНИЕ
1). В продолжение часа я слушал ее доклад не перебивая.
2). Катя читала книгу в продолжение получаса, пока я не заснул.
3). В продолжение многих месяцев она мечтала вернуть его.
с предлогом ВСЛЕДСТВИЕ
1). Вследствие большого количества осадков за последние два дня размыло главную дорогу.
2). Это произошло вследствие длительного пребывания на холоде.
3). Вследствие развития болезни у ребенка начались проблемы в успеваемости в школе.
Напишем по три примера употребления указанных предлогов в предложении.
Солдат многому научился в течение своей службы.
Я постараюсь выполнить это задание в течение дня.
В течение всей беременности она чувствовала себя хорошо.
В продолжение этого разговора мне хотелось бы кое-что добавить.
В продолжение месяца я ощущала скуку.
Он сказал еще кое-что в продолжение своей речи.
Вследствие удара в лоб, пациент испытывал головокружение.
Дому был причинен ущерб вследствие халатности обслуживающего персонала.
Вследствие того, что мальчик пропустил урок, он не смог уяснить обсуждаемую тему на следующем уроке.
Примеры предложений очень легко составить, например.
В течении суток дул сильный ветер, ночью в продолжении нескольких часов шл сильный ливень, вследствие этого были повреждены линии электропередач и получилось затопление некоторых районов города.
Таких предложений с временем, действием и последствиями этого можно придумать массу.
1). Предлог в течение:
2). Предлог в продолжение:
3). Предлог вследствие: